«Белорусы у нас многому научились, а теперь учат нас»
— Николай Петрович, возглавляемое вами Всеукраинское объединение тренеров после каждого тура определяет лучшего наставника УПЛ. В минувший уик-энд у вас, по всей видимости, не было разногласий по этому поводу?
— У нас их и не бывает. Аналитики нашей организации выработали определенную систему, которая выводит рейтинг тренеров, и мы руководствуемся только фактами. Там учитываются все характеристики — сложность матча, кадровые проблемы, решения по ходу игры, конечный результат. Но в воскресенье вечером, посмотрев последний поединок тура, я ничуть не сомневался в том, что лучшим тренером уик-энда станет Олег Дулуб. Так и вышло.
— Каждую третью команду элитного дивизиона чемпионата страны возглавляет иностранный специалист. Не много ли — с учетом всех кризисных моментов в украинском футболе?
— Конечно, много, но пока ситуация, к сожалению, складывается так, что безработных тренеров на данный момент, наверное, больше, чем действующих профессиональных футболистов. Не так давно я был в Беларуси на юбилее у своего друга — Анатолия Байдачного. Там собралось много специалистов, почти все наставники, которые в разное время тренировали белорусскую сборную. Коллеги поднимали тему тренерских кадров в нашей стране, отмечая, что Украина всегда была впереди всех советских республик в отношении подготовки наставников.
Но руководители украинских клубов, возможно, так не считают. Или не знают традиций. Зато у нас в последнее время было много специалистов из Беларуси. Видимо, они и у нас чему-то научились, ведь в соседнем государстве, по-моему, нет такого центра лицензирования, как в Украине.
— В вашем объединении не подсчитывали, сколько сейчас безработных тренеров в нашей стране, например, с PRO-дипломом?
— Мы ведем статистику по членам нашей организации, а это около 50-ти специалистов, и стараемся всячески помогать с их трудоустройством. Заключили договоры с агентами — Вадимом Шаблием, Денисом Онищенко, Сергеем Емельянчиком. Вот, недавно нашел работу один из специалистов из нашего правления — Сергей Ковалец, который уехал в словацкий Татран.
К нам часто обращаются за рекомендацией из Казахстана, и мы готовим на наших специалистов досье. Приятно, что с нашим мнением считаются, но в конечном итоге все решают хозяева клубов. Все-таки среди безработных тренеров сейчас не так много титулованных специалистов, и руководители, видимо, это учитывают. Может, уговорят кого-то из опытных наставников. Например, Мирона Маркевича. Думаю, он был бы не против поработать еще.
— А вы?
— Нет, я уже не хочу (улыбается).
«Жду отчета от Комитета ФФУ по работе со сборными»
— Маркевич наверняка скоро подведет итоги работы комитета ФФУ с прицелом на выступление национальной сборной. Предположим, придется высказать свое мнение и объединению тренеров. Каким будет ваше резюме?
— Нам не составит большого труда высказать свое мнение — оно у нас есть. Но, как вы заметили, будет правильно, если свою точку зрения как можно раньше озвучит соответствующий комитет федерации. Тот же Маркевич постоянно находился рядом с командой, а не был, как я, у телевизора, и богатый жизненный опыт позволит дать оценку всему тому, что происходило за это время. Не только на поле, но и в коллективе, в быту, в отношениях между тренерами и футболистами. Я считаю, что в такой сложный и переломный период для украинского футбола эти критерии в оценке работы главного тренера сборной имеют не меньшее значение, нежели игра, которая нас тоже порадовала.
— Каковы ваши общие впечатления со стороны?
— Перед тем как строить дом, нужно было заложить фундамент, и я глубоко убежден, что Андрею Шевченко это удалось. Не хочу называть фамилии ребят, с которыми я общаюсь и поддерживаю отношения, а среди них хватает и опытных, и молодых игроков, но все они отмечают невероятно положительную атмосферу в лагере сборной. И добавляют: «Раньше таких отношений в коллективе не было, особенно со стороны главного тренера».
Я им верю, потому что даже по телевизору вижу, на каком уровне находятся коммуникации Андрея Шевченко с командой. Он может обнять, обругать, что-то показать… В этом мне видится залог наших будущих побед — в сборную хотят ехать, и там хотят играть. Хорошо создавать атмосферу, когда есть результат, но по-настоящему команда раскрывается тогда, когда она проигрывает.
«Всегда цитировал ребятам Андрея Шевченко»
— Результат в сборной важнее всего, не так ли?
— Совершенно верно, но назвать провалом третье место в такой группе я не могу. Сколько, например, в общей сложности длился групповой турнир в чистом игровом времени?
— 900 минут.
— Так вот, 870 минут сборная Украины претендовала не только на выход из такой группы, но и на первое место в ней. Ведь на 60-й минуте матча с Хорватией футболисты не знали, как развиваются события в Исландии, и контролировали ситуацию на поле, а мы жили надеждой, которую они нам на протяжении девяти предыдущих поединков дарили. Все решил один забитый мяч, но нельзя же какими-то 30-ю минутами перечеркнуть все то, что было сделано раньше, верно? Где-то не хватило опыта, но мы помним, сколько молодых ребят выступало под руководством Андрея Шевченко. Считаю, что этот опыт они приобрели, и он поможет им в следующем цикле. Но главное, повторюсь, — тренер заложил фундамент будущих побед, выстроив отношения.
Впрочем, еще раз подчеркну: мне очень хочется выслушать точку зрения специалистов, которые знают ситуацию изнутри. Я уже слышал мнения журналистов, юристов, экспертов и других людей, которые снимают тренера с работы, но вообще не имеют никакого отношения к сборной и не знают, что там происходит. И, видимо, не осознают, сколько шишек набивают специалисты, которые только начинают свой путь в чем-либо.
— Может, надо было начать с более низкой ступени?
— Ни в коем случае! Только такие сильные личности, а в Украине их сейчас не так много, достойны того, чтобы начинать свою тренерскую карьеру с национальной сборной. Когда Андрей Шевченко только уехал в Милан, мы часто обсуждали тему его выступления в Италии с Валерием Лобановским. Я задавал тренеру очень много вопросов — и вопрос, касавшийся перспектив лучшего футболиста страны, был одним из основных. Так вот, еще тогда, летом 2000 года, Валерий Васильевич сказал, что видит в Шевченко задатки тренера, в первую очередь отмечая уровень его коммуникабельности. Без этого качества просто невозможно стать наставником, и с опытом оно не приходит — или оно есть, или его нет. Главное — любить людей, а Андрей любит людей, я это точно знаю.
— Вас удивляет, что главный тренер сборной, по сути, не имеет сейчас никакой поддержки, в том числе и со стороны более опытных коллег?
— Нет. Вы можете спросить у футболистов, которые выступали у меня в Полтаве и Мариуполе, какая у меня была любимая цитата в ситуации, когда на команду обрушивался шквал критики. Я им всегда приносил вырезку из интервью Андрея Шевченко, который после некоторого периода выступлений в Челси сказал: «К моему большому сожалению, мы живем в такое время, в которое больше радуются не успехам людей, а их неудачам». Вот и я говорил ребятам: «Настоящие болельщики будут поддерживать вас в любой ситуации, а остальные вам просто завидуют. Завидуют, что у вас есть машины, квартиры и красивые жены».
«Чем лучше играла команда в первом тайме, тем больше я кричал в перерыве»
— Судя по результатам вторых таймов вторых осенних матчей, сыгранных в режиме через два дня на третий, в сборной может быть актуален вопрос психологии?
— Думаю, это придет с опытом. У Шевченко еще все впереди, и в следующий раз он, возможно, выберет какую-то другую тактику поведения в раздевалке. Я точно не знаю, что он говорил футболистам, но подозреваю, что он хвалил ребят, говорил: «Продолжайте и дальше в таком же ключе».
— А как надо было?
— Это уже решает каждый тренер, а у Шевченко перед глазами были примеры таких специалистов, как Валерий Лобановский, Карло Анчелотти, Жозе Моуриньо. Думаю, что он выбрал свою линию поведения.
— А как в подобных ситуациях вели себя вы?
— Чем лучше играла команда в первом тайме, тем больше я… ругался, мечась по раздевалке из стороны в сторону (улыбается). Срабатывало: футболисты, часто ничего не понимая, выходили на второй тайм с мыслью о том, что нужно прибавить. Но одно дело — клуб, а другое — сборная. Там, видимо, нужны другие методы.
— Предположим, завтра вы встретитесь с Андреем Шевченко, и на все про все у вас будет две минуты. Каким будет ваш главный совет молодому наставнику?
— Мне хватит и 10-ти секунд (улыбается). Просто скажу: «Андрей, поменьше обращай внимание на все то, что говорят, и продолжай работать в том же духе». У него все правильно получается, поверьте мне. Лучше в этой ситуации точно бы никто не сделал. Все люди, с которыми я общаюсь, тоже считают, что Шевченко находится на правильном пути.
В связи с этим всегда вспоминаю слова Лобановского. Когда после каких-то неудач я у него спросил: «Вот, нас учили так, так и так. А как именно правильно?» — он переспросил: «Кто вас учил, где эти люди работали, что они выиграли?» В общем, теоретики могут показывать, могут рассказывать, но до конца им верить нельзя. Верить надо практикам, и если Андрею Николаевичу будет нужен совет, я думаю, у него есть к кому обратиться…
Евгений ГРЕСЬ, zbirna.com