Сьогодні в Києві відбудеться всеукраїнське дербі: «Динамо» приймає «Шахтар» (російською)
Сегодня в Киеве состоится всеукраинское дерби: «Динамо» принимает «Шахтер». И несмотря на солидный отрыв «горняков» в турнирной таблице, игра традиционно вызывает повышенный интерес. Особенно с учетом перехода киевлян на систему игры в три защитника, которая становится все более модной и актуальной.
— Вячеслав Викторович, в последнее время в УПЛ многие команды стали играть в три защитника, а лучше всех получается у «Динамо». Можно ли говорить, что до нас наконец-то дошел новый тренд?
— Не такой уж он и новый. В серии А некоторые клубы так играют уже лет по десять, эту схему давно и достаточно успешно использует сборная Италии. Но и итальянцы — не первопроходцы. Помню, еще когда работал в тренерском штабе «Спартака», против нас в Лиге чемпионов с тремя защитниками играл французский «Лион». Да и до этого такой вариант практиковался.
Я сам, кстати, использовал схему с тремя защитниками — еще 15 лет назад в «Арсенале». А не так давно — в «Говерле», где Тудосе исполнял своего рода роль «плавающего игрока». Если соперник атаковал и мяч оказывался на фланге — он должен был быстро «садиться» в центр обороны. Когда мяч находился ближе к центру поля — выдвигался на место опорника. А во время наших атак мог вырываться еще дальше, стараясь создать численное преимущество у штрафной соперника. Но, конечно, тот вариант был больше ориентирован на оборону.
— Можно ли говорить, что схема 3-4-3 по своей сути перспективней, чем более популярная в последние годы 4-5-1 или классическая 4-4-2?
— Нет. Тут все зависит от подбора игроков. Схему с тремя защитниками стоит пробовать и применять, если у тебя есть три крепких исполнителя в центре обороны и два фланговых игрока, способных играть по всей бровке — так называемых латераля. Для тренера, как я считаю, в первую очередь важно использовать способности своих подопечных по максимуму. А игру логичней всего ставить в зависимости от тех исполнителей, которые есть в наличии. Что сейчас и пытается делать Сергей Ребров.
Но, вообще, класс игроков «Динамо» позволяет играть по любой системе. Хочу сказать, что во многих матчах команда очень прилично смотрелась и когда играла в четыре защитника. Что, разве Хачериди и Вида — слабая пара центральных беков?..
— В чем преимущества схемы 3-4-3? Если можно, на примере «Динамо»?
— Латерали активней, чем традиционные фланговые защитники, поддерживают атаку. В случае с «Динамо» — это Морозюк и Антунеш. Они при новой системе игры выглядят предпочтительней, чем раньше.
А вингеры, в свою очередь, получают больше свободы для творчества. Смотрите, как теперь действует Ярмоленко. Его гораздо чаще можно видеть на полуфланге и в центральной зоне. На мой взгляд, Андрею при такой схеме играть комфортней, при этом он приносит больше пользы для команды. А как раскрылся на новой для себя позиции Гармаш!..
— Играя в три защитника, «Динамо» уверенно разобралось с «Александрией» и «Олимпиком», но в игре с «Зарей» киевляне уже были не столь убедительны.
— По опасным моментам «Динамо» явно превзошло «Зарю», а то что их было меньше — это нормально. Луганский клуб — более серьезный соперник. Соответственно, лидерам атак киевлян приходилось несколько больше уделять внимания уделять внимания оборонительной работе, чем в предыдущих матчах.
— Давайте попробуем спроектировать новую схему «Динамо» на поединок с «Шахтером». Насколько игра киевлян в три защитника может оказаться неудобной для «горняков»?
— Я рассматриваю этот матч под совершенно другим углом. По большому счету, не имеет значения, кто какую схему выберет, тактическая расстановка в данной ситуации — вопрос второстепенный. Потому что схема по ходу встречи будет видоизменяться.
К примеру, можно предположить, что один из защитников киевлян будет регулярно выдвигаться в опорную зону, чтобы создавать плотность в центре поля. Пантич, Кадар и Вида не станут постоянно находиться на одной линии. Тем более, если «Шахтер» будет играть с одним нападающим. Что ж им тогда, втроем стеречь одного?.. Это, вообще, ошибка — считать, что при схеме 3-4-3 три защитника играют в линию. Тут на первое место выходит система командных перестроений, о которой я уже упоминал. Это очень тонкий момент. Футболисты должны своевременно страховать друг друга, должны читать игру.
— Чего еще ждете от участников центрального матча тура?
— Если игрокам «Шахтера» дать возможность спокойно комбинировать, да еще предоставить им свободные зоны, то любой команде против них будет очень сложно. Поэтому я уверен, что динамовцы будут активно использовать прессинг, причем регулярно — высокий, и постараются лишить «горняков» мяча. Техничные футболисты очень не любят, когда их лишают мяча. Как пример — «Барселона». Посмотрите, что произошло с ней этой весной сначала в Париже, а потом в Турине. Полный крах.
«Горняки» же в свою очередь будут пытаться отрезать прессингующую группу и быстро переходить в атаку. Точнее даже — в контратаку.
Сам же матч, скорее всего, получится очень плотным, вязким и напряженным. Без какой-либо оглядки на турнирную таблицу. Очень сильно сомневаюсь, что мы увидим красивый футбол. Тем более, что Паулу Фонсека — достаточно прагматичный тренер.
Но, несомненно, поединок получится интересным. Особенно, с тактической точки зрения. Насколько динамовцы готовы к перестроениям по ходу встречи с сильным соперником? Как проявят себя лидеры команд в условиях жесткой опеки и что покажут молодые игроки? Кто будет быстрее и точнее принимать решения? У кого лучше сработают стандарты, от которых многое будет зависеть? На чем сделает акцент Фонсека?..
— И на чем, по идее, он сделает акцент?
— Понятно, что к Ярмоленко и набравшему отменную форму Гармашу будет особое внимание. Но, безусловно, Фонсека должен подробно разобрать со своими защитниками игру Беседина. Этот молодой форвард здорово действует на опережение. Поэтому тот, кто будет за него отвечать в зависимости от ситуации, должен быть максимально собранным и сконцентрированным. Кроме этого, Фонсека постарается свести до минимума фланговые передачи в адрес Беседина. Это — что касается обороны…
— То есть Срна и Исмаили будут связаны оборонительной работой больше, чем в предыдущих матчах против «Динамо»?
— Можно сделать и такое предположение. Только это не отменит их традиционных подключений в атаку. Для «горняков» будет крайне важно играть максимально широко в атакующей фазе, чтобы растянуть защитные построения соперников. У команды, которая играет в три защитника, слабым местом в обороне, как правило, являются фланги. Они становятся полусвободными, если так можно сказать.
Конечно, когда «Динамо» играет с более простым соперником — это не проблема. Там и атакующих игроков команды-соперницы меньше, и класс киевских защитников позволяет их латералям порой задерживаться у центра поля. Но «Шахтер» — это совсем другое дело.
Растянуть линию обороны «Динамо», перегрузив фланги, и сломать сопернику систему игры — это будет одной из основных задач «горняков» в сегодняшнем поединке. А непременное условие ее выполнения — активность фланговых защитников.
Скажем, подключается вперед Срна. Кто его должен крыть?.. Нет, не только Антунеш. Там же еще за Марлосом надо смотреть! Значит, должен глубже опускаться Гармаш, смещаясь при этом к бровке. Но в таком случае у «Динамо» может возникнуть «просвет» в районе центральной зоны…
— Еще один вариант для «Шахтера» — попытки выманивать киевских латералей на себя.
— Безусловно. За счет контроля мяча «Шахтер» нередко проделывает такие вещи, растягивая команду соперников по вертикали, а потом взрываясь резким выпадом.
У «горняков» есть Тайсон — не только техничный, но и очень быстрый футболист. Я бы даже сказал — реактивный. И когда в тылу у соперника возникают свободные зоны, даже незначительные, он становится особенно опасен, поскольку в любой момент может убежать и обыграть защитника один в один. Кстати, я не удивлюсь, если Фонсека в этом матче поставит Тайсона на позицию форварда. С таким расчетом, чтобы он открывался за спины киевским защитникам. А отдать хорошую передачу у «Шахтера» есть кому.
— Ребров, надо думать, все это понимает…
— Ну конечно же! Любой тренер анализирует возможности соперника, стараясь просчитать, как тот будет играть. И можно не сомневаться, что Ребров заготовил несколько планов на игру — в зависимости от того, она будет складываться. При этом, конечно же, учитывались не только сильные стороны «Шахтера», но и слабые. Но тем же самым при подготовке к матчу занимался тренерский штаб Фонсеки…
— Насколько вообще сложно наиграть схему с тремя защитниками?
— Когда команда играет по такой системе, то очень важно, чтобы исполнители понимали, где и в какой момент не хватает игрока. Или не будет одного опорного, или зона под нападающим окажется пустой… Я к тому, что футболисты должны быть тактически грамотными, они должны, как я уже говорил, вовремя перестраиваться.
А, вообще, тут есть немало нюансов. Ключевой же момент — вовсе не количество игроков в обороне, а количество игроков, участвующих во всех фазах игры. В данном контексте матч против «Шахтера» станет для «Динамо» хорошей проверкой новой схемы. Если у киевлян возникнут сложности при перестроениях — начнутся проблемы.
— На днях в одном из интервью главный тренер сборной Украины Андрей Шевченко дал понять, что в ближайшем спарринге пойдет на эксперимент. Судя по всему, он имел в виду как раз игру в три защитника. Как вы считаете, подойдет ли такой вариант игры для нашей главной команды?
— Каждая команда — как клуб, так и сборная — должна уметь играть и в три защитника, и в четыре в линию, и в пять. Ведь это хорошо, если есть набор тактик, которые можно применять в зависимости от силы и стиля соперника. В одном матче нужно смелее атаковать, а порой логично у своей штрафной «поставить автобус».
Вспомните, «Интер» времен Жозе Моуринью. Он прошел в Лиге чемпионов «Барселону», играя с тремя опорными хавами. Все просто: ему не нужен был контроль мяча, ему нужно было максимально перекрыть центр поля, чтобы не дать сыграть техничной полузащите каталонцев. В итоге Моуринью не только выбил «Барсу», но и выиграл турнир.
Так почему же Андрею Шевченко не попробовать вариант с тремя защитниками? Если он видит соответствующих исполнителей и представляет себе, как это может работать, то надо пробовать. Мне представляется, это будет очень полезный эксперимент.
Никита ШМЕЛЕВ,